Доставка металлопродукции должна соответствовать установленным требованиям, перечень которых зависит от вида транспортируемого проката. Порядок перевозки регламентируется ГОСТом 26653. Правила составлены для того, чтобы в процессе доставки обеспечить сохранность продукции, предотвратить смещение изделий и защитить от механических повреждений.
Группы продукции для перевозки
Все виды стального проката можно перевозить железнодорожным транспортом в вагонах открытого и закрытого типа, доставлять воздушным путем, автомобильными транспортными средствами с бортовой платформой, тягачами, автопоездами, полуприцепами и т. д. Металлопродукция делится на несколько групп в зависимости от габаритов и профиля:
- длинномерный прокат среднего и крупного профиля, трубы длиной 6-14 м;
- разнопрофильная продукция, параметры которой по длине не превышают 6 м;
- широкогабаритный листовой (плоский прокат) длиной 6-14 м и толщиной от 2 мм;
- малогабаритная продукция, к которой относятся метизы, трос в бухтах, чугун;
- длинномерный прокат длиной 6-14 м с мелким профилем.
Допускается транспортировка металлической продукции всеми видами транспорта при условии, что средство перевозки позволяет доставлять конкретный груз и соответствует техническим условиям погрузки и крепления проката.
Основные правила транспортировки
Грузовые (погрузочные) места в транспортном средстве формируют несколькими способами. Перевозка груза штабелями предполагает соединение грузовых мест. Транспортировка пакетами – это доставка партий листового металла в одном грузовом месте. Перевозка проката связками – это закрепление груза вязальной проволокой или металлическими лентами. Еще один вариант перевозки – бухтами в виде зафиксированной или смотанной проволоки.
Требования к доставке металлопродукции:
- Изделия, не устойчивые к коррозии, влаге, атмосферным осадкам, перевозят в контейнерах или крытых машинах.
- Листовой прокат доставляют любым транспортным средством, установив изделия на деревянные поддоны (до 5 т на одном) и фиксируют металлическими лентами.
- Поддоны с листами нельзя перевозить в несколько ярусов. При дальности доставки более 200 км продукцию накрывают защитной пленкой или транспортируют в закрытых транспортных средствах.
- В поддоны укладывают листы одной партии, марки и габаритных размеров. Если предусмотрена разгрузка погрузчиком, между листами прокладывают деревянные подложки (50х150 мм).
- Рулонные сетки транспортируют в зафиксированном виде – перевязывают мягкой вязальной проволокой, плоские сетки связывают в пакеты.
- Стальные канаты перед транспортировкой сматывают в бухты или наматывают на барабаны.
- Метизную продукцию помещают в тару, а электроды и проволоку для автоматической сварки дополнительно обертывают водонепроницаемой бумагой.
- Длинномерный сортовой и фасонный прокат укладывают на деревянные подложки и перевозят штабелями.
- Цветные металлы и сплавы укладывают в пачки, связывают и помещают в тару. При перевозке листов из алюминия или нержавейки под них устанавливают подкладки, обшитые деревом или алюминием.
Если при погрузке используется спецтехника, груд нельзя проносить над кабиной водителя. Стальные листы рекомендуется размещать в передней части кузова. Площадка для проката должна быть максимально прямой, ровной и плоской. Для безопасной транспортировки груз нужно дополнительно зафиксировать ремнями, цепями, тросами. При маневрировании на дороге водителю следует снижать скорость и осторожно проезжать опасные участки пути.